Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бенедикт нурсийский

Энциклопедический словарь

Бенеди́кт Нурси́йский (? - 543), основатель монашеского ордена бенедиктинцев; для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал Устав, во многом определивший строй жизни западного монашества.

* * *

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - БЕНЕДИ́КТ НУРСИ́ЙСКИЙ (Венедикт) (Benedictus) [ок. 480 Нурсия, Италия - ок. 547; память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной - 14 (27) марта], святой, основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Считается «отцом» западного монашества; Католической церковью провозглашен святым покровителем всей Европы. Для основанного им ок. 530 монастыря в Монтекассино близ Неаполя написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития.

Житие св. Бенедикта написано папой Григорием I Великим (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ) во 2-й книге его «Диалогов». О жизни святого Бенедикта известно очень мало. Он получил образование в Риме, затем несколько лет жил отшельником в Субиако. Вскоре аскетические подвиги Бенедикта привлекли к нему учеников, и он основал монашескую общину, состоящую из 12 обителей по 12 монахов во главе с аббатом в каждой. Разногласия с братьями из-за чрезмерно суровой жизни вынудили Бенедикта покинуть эту общину и поселиться в Монтекассино, где на месте старого языческого святилища Аполлона он основал первый, собственно бенедиктинский, монастырь, для которого написал свой знаменитый Устав. Устав св. Бенедикта, восходящий к более раннему Правилу учителя (лат. Regula Magistri) начала 6 в., состоит из 73 глав. Жизнь в монастыре под водительством аббата рассматривалась как более предпочтительная для монаха, чем полная опасностей жизнь вольного отшельника. Монастырь понимается как «школа служения Богу», в которой монах достигает совершенства в любви ко Христу, возрастая в смирении (12 ступеней которого описывается Бенедиктом) и послушании. Основными занятиями монахов являются постоянная молитва, физический труд, чтение Священного Писания и Святых отцов; распорядок дня определялся последовательностью богослужения: оно начиналось перед восходом солнца, днем совершалось в первый час восхода солнца, третий, шестой и девятый, за которым следовало богослужение закатного часа, а через три часа затем «завершение» дня, ночь прерывалась «бдениями». Вступление в монастырь, которому предшествовал годичный новициат (испытание), считалось как бы новым рождением (и фиксировалось специальным правовым актом), символом которого служила перемена одежды, отказ от прежнего имени, всякой собственности и родственных отношений, позднее и отказ от волос (тонзура) и бороды, олицетворявших социальный статус и пол в миру. Монах должен был стать neutrum, т. е. подобным ангелам. Вся иерархия внутри братии строилась в соответствии с возрастом обращения, во главе стоял новый «отец» монахов - аббат, которому вменялось в обязанность заботиться о всех нуждах братьев, духовных и телесных. В уставе последовательно проводится принцип киновии (см. КИНОВИЯ): монахи спят, питаются, читают, молятся и работают вместе. Монахи не могли иметь личной собственности, у всех были одинаковая одежда и личные принадлежности - нож, грифель и дощечка для письма, пользоваться которыми они могли только с позволения аббата. Наряду с обетом послушания и «перемены нравов» (целомудрие и нестяжание), Бенедикт ввел обет оседлости, согласно которому монах должен был до смерти оставаться в избранной им обители вне какого-либо общения с миром.

Устав св. Бенедикта был главным правилом для монастырей Западной Европы при Каролингах (см. КАРОЛИНГИ) и во многом определил строй жизни западного монашества.

Большой энциклопедический словарь

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (Венедикт - Benedictus) (ум. 543), основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной - 14 (27) марта.

Энциклопедия Кольера

СВ. (ок. 480-547?), родоначальник западного монашества. Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480; умер в Монте-Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта - вторая книга Собеседований св. Григория Великого, написанная ок. 597, и Святой устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин. Цицерон характеризовал сабинян как severissimi homines - т.е. как людей, традиционно отличающихся суровостью нрава. В своей семье - семье мелких землевладельцев - Бенедикт, вероятно, получил воспитание в духе старинных римских добродетелей "серьезности" (gravitas) и "строгости" (severitas), смягченных христианским благочестием и моралью. Нет достаточных оснований доверять преданию в том, что он происходил из знатного рода Анициев. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы. Проникшись отвращением к праздности, роскоши и порочности столичной жизни и ощущая в себе крепнущее монашеское призвание, Бенедикт бежал из Рима и на некоторое время поселился в городе Эффиде (ныне Аффида), где его приютила община "благочестивых мужей". Тяготясь приобретенной репутацией чудотворца, он решил стать отшельником и удалился в горную пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако. В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Однако его уединение было нарушено - сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже "спешили поступить под его начало" (Собеседования 2). Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, однако покинул монастырь, поскольку монахи сочли его правило слишком строгим и попытались отравить Бенедикта. В Субиако Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные. В конце концов, из-за притеснений со стороны иподиакона Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субиако 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Здесь св. Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь, выстроив для своей общины первый из больших кассинских монастырей. В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Этот замечательный документ, состоящий из 73 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков. Устав отличает относительная мягкость (в сравнении с крайне суровыми правилами жизни восточного монашества). Главный акцент в нем делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским horarium (чтение Часов), в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами. Задачей Бенедикта, как он сам о том говорит, было создать "школу служения Господу". Этой "школе" предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества. День памяти святого 11 июля (в Русской православной церкви 14 марта по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы